23 международная выставка «Оборудование и технологии для нефтегазового комплекса («Нефтегаз-2024»)
23 международная выставка «Оборудование и технологии для нефтегазового комплекса («Нефтегаз-2024»)
17 апреля, в рамках международной выставки «Оборудование и технологии для нефтегазового комплекса» («Нефтегаз-2024») прошла конференция «Безопасная работа в нефтегазовой отрасли». Одним из ключевых докладчиков данной конференции являлся генеральный директор АО ИТЦ «ДЭБ» Пауль Лариса Георгиевна.
Пауль Л.Г. выступила с докладом на тему «Различия в идентификации технологических трубопроводов в области промышленной безопасности и технического регулирования». В нём были освещены основные проблемы с которыми сталкиваются изготовители технологических трубопроводов (далее ТТ) и эксплуатирующие ТТ организации на стадиях ввода в обращение, подтверждения соответствия, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и обслуживании ТТ.
Согласно Законодательству Российской Федерации (ФЗ № 247 от 31.07.2020 г.) в области предъявления обязательных требований, порядок установления обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяется Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
На данный момент основной причиной возникновения проблем являются разночтения установленных понятий в следующих нормативных документах:
- ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением»;
- стандарте ГОСТ 32569-2013 «Трубопроводы технологические стальные. Требования к устройству и эксплуатации на взрывопожароопасных и химически опасных производствах», входящем в Перечень стандартов в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технического регламента «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013);
- федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности, определяющих требования промышленной безопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, складов нефти и нефтепродуктов.
Разночтения в указанных документах, заключаются в том, сам технический регламент определяет трубопровод, как оборудование, стандарт, включенный в Перечень этого же регламента, определяет как сооружение, а федеральные нормы и правила либо не определяют совсем, либо определяют двояко указав, что технологический трубопровод является «конструкцией (сооружением)», то есть и тем и тем.
При этом основной нормативный документ: Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасной эксплуатации технологических трубопроводов» (далее ФНП ТТ), устанавливающий требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма при эксплуатации технологических трубопроводов на опасных производственных объектах не содержит понятий и определений технологического трубопровода, позволяющих достоверно провести их идентификацию.
В сложившейся ситуации на лицо нарушение принципов установления и оценки применения обязательных требований (Статьи 4 ФЗ-247 от 31.07.2020 г.)Принципы установления и оценки применения обязательных требований, к которым относится: законность, обоснованность, правовая определенность и системность, открытость и предсказуемость, а также исполнимость.
Проблема идентификации ТТ существует не один год, вызывая споры в профессиональном сообществе и участников взаимоотношений, связанных с созданием такого оборудования и его эксплуатацией. Анализ выданных разъяснений и замечаний органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность, формулировки экзаменационных вопросов при аттестации экспертов в области промышленной безопасности позволяют делать выводы о том, что эти органы склоняются в идентификации технологических трубопроводов в сторону «сооружения». Хотелось бы отметить, что эта ситуация свидетельствует о полном игнорировании установленных норм правовой определенности и системности, предусмотренных Статьей 7, ФЗ-247 от 31.07.2020 г.
Практика судебных разбирательств показывает, что в этих противостояниях на первый план выходят знания и компетентность юристов, участвующих в процессе, которые умело пользуются несовершенством и разночтением нормативно-правовых актов. На данный момент существует несколько судебных прецедентов с неоднозначными результатами, в которых, в одном случае, суд признаёт ТТ оборудованием, а в другом – сооружением.
Хотелось бы отметить, что обеспечение безопасности сооружений в соответствии с требованиями Статьи 5.1. ФЗ-184 от 27.12.2002 года «О техническом регулировании», устанавливается Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а не требованиями технического регламента «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением».
Добросовестный бизнес готов выполнять и соблюдать требования безопасности к продукции и к процессам, но эти требования должны быть понятны, логичны и исполнимы. Обеспечение этих условий является обязанностью и ответственностью органов исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, технического регулирования и органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию, технологическому надзору в сфере промышленной безопасности.
А пока не приняты необходимые изменения в нормативно-правовую базу и не опубликованы официальные разъяснения обязательных требований федеральных органов исполнительной власти, предусмотренные требованиями, Статьи 14 ФЗ-247 от 31.07.2020 г. мы принимаем к руководству требование пункта 7 Статьи 3, ФЗ-247 от 07.2020 г., которое признает, что в случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативно-правовыми актами разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом большей юридической силы. Добросовестно соблюдающим обязательные требования признается лицо, если оно обеспечило соблюдение требований, установленных нормативно-правовым актом большей юридической силы.
В отношении технологических трубопроводов, работающих под избыточным давлением, нормативно-правовым актом, большей юридической силы является Технический регламент «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013).
Выход из сложившейся ситуации один – актуализация нормативных правовых документов, обеспечивающих безопасное применение технологических трубопроводов. Сведениями о планах внесения необходимых изменений не располагаем.